ЦЕНТР ПИСЬМЕННОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ
Залилов Муса Мустафович

Номер фонда: 10
Описи: 5
Количество единиц хранения: 539
Крайние даты документов: 1918-1979

Джалиль Муса (Залилов Муса Мустафович(02.02.1906, д. Мустафино Оренбургской губернии – 25.08.1944) – поэт, герой Советского Союза.

В 1914-1919 гг. учился в медресе «Хусаиния», в 1919-1924 гг. в Татарском ин-те народного образования (г.Оренбург). Работал инструктором уездных к-тов ВЛКС в гг.Орск и Оренбург (1925-1927). В 1927-1938 жил в Москве. С 1928 г.редактор детского журнала «Кечкене иптэшляр», с 1929 - «Октябрь баласы», одновременно учился в Московском университете (1927-1931). С 1933 г.заведующий отделом литературы и искусства газеты «Коммуист», с 1935 г. заведующий литературной частью Татар.оп.студии в Москве. В 1939-1941 г. В 1939-1941 гг. ответственный секретарь правления Союза писателей ТАССР.

Начал печататься в 1919 в военной газете «кызыл юлдуз» («красная звезда»). Первый поэтический сборник «Барабыз» («Мы идём») вышел в 1925 г. в Казани. Для творчества Джалиля 1920-х гг. характерны воспевания героики революции и Гражданской войны (поэма «Үткән юллар» - “Пройденные пути”, 1924-1929), романтические образы рядовых строителей соөиализма (сборники «Орденлы миллионнар» - «Краснознаменные миллионы»,1934; «Хат ташучы» – «Письмоносец», 1938, опубликован в 1940). В 1930-е гг. он отказывается от романтической условности и восточной метафоричности, находит новые реалистические краски; в его творчестве усиливается психологизм и эмоциональный накал. Начав  с подражаний Г.Тукаю и использования ритмики восточного аруза, Джалиль приходит к тоническим размерам, характерным для поэзии   Х.Такташа и народному силлабическому стиху. Он автор текстов популярных песен, романсов и либретто опер (в том числе опера «Алтынчеч»).

Джалиль прошел путь от открыто публицистической, лозунговой поэзии («Бәхет» - «Счастье», «Ил халкына» - «Народу страны») к образной, эмоционально насыщенной поэтической речи («Чишмә» - «Родник», «Сагыну» - «Томление»). Среди произведений Джалиля есть и незатейливые детские стихи, и злободневные поэтические репортажи, и фельетоны в стихах. Наряду с А.Кутуем, К.Наджми, Х.Такташем, Х.Туфаном  и другими молодыми поэтами, Джалиль учавствовал в новататарских исканиях 1920-1930-х гг. В годы Великой Отечественной войны Джалиль – корреспондент газеты «Отвага» 2-й ударной армии. В июле 1942 тяжело раненым попал в плен, прошел через фашистские лагеря в Польше, Прибалтике, Германии. Находясь в немецком плену, принимал активное участие в деятельности подпольной группы татарских военнопленных, созданный Г.Курмашем, был ее идейным вдохновителем. По заданию этой группы работал в организации «Tatatrische Mittelstelle» («Татарское посредничество», Берлин), созданный немцами для проведения пропагандистской работы среди военнопленных татар с целью вовлечения их в «Волго-татарский легион» и  использования в войне против СССР; вёл культурно-просветительскую работу среди насильственно зачисленных в легион военнопленных и подрывную работу против гитлеровцев. Вместе с десятью товарищами по подполью казнён в фашистской тюрьме Плетцензее.

Творчество военных лет стало образцом военно-патриотической лирики («Письмо от окопа», 1944). Он продолжал писать в лагерях для военнопленных и тюрьме Моабит (Берлин), где провёл более года, будучи приговоренным к смертной казни. Стихи Джалиля передавались из рук в руки наравне с антифашистскими листовками подпольной организации. Сложными путями, через Францию и Бельгию,  в 1946-1947 гг. до нас дошли две тетради, в которых содержатся 93 стихотворения, созданные в 1942-1944 гг. в плену. В цикле «Моабит дәфтәре» («Моабитская тетрадь», 1953) наиболее полно раскрылись героические и романтические мотивы его довоенной лирики. Эти тетради – потрясающие по силе воздействия документы, свидетельствующие о стойкости и мужестве советского народа, о громадной цене великой Победы. Вместе с тем это высокая поэзия, разнообразная в жанровом и стилистическом отношениях, которую отличают внутренняя культура, уверенное владение стихом. В «Моабитской тетради» поражает острота ощущения непреходящей ценности жизни в предчувствии близкой гибели.

Поэтическое наследие Джалиля стало неотъемлемой частью многонациональной советской литературы.

Татарская энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, отв. ред. Г.С. Сабирзянов. – Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2005. – Т. 2: Г-И. – С. 270-271.