ЦЕНТР ПИСЬМЕННОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Фән һәм дин / فەن هەم دین

«СУГЫШЧАН АЛЛАСЫЗ («Воинствующий безбожник»), научный ежемесячный журнал. Орган Центрального совета Союза безбожников. Издавался с августа 1925 г. по ноябрь 1937 г. в Москве на татарском языке, 172 номера. В 1925-32 (до № 5) выходил под названием «Фән һәм дин» («Наука и религия»). Редакторы в разные годы - Г.Гафуров-Чыгтай, Г.Алтай, М.Наильский, Б.Мансуров, И.Агишев. С журналом сотрудничали X.Арский, С.Атнагулов, Г.Ахгямов, Г.Басыри, М.Басыров, Ф.Галяви, М.Давыдов, Г.Ибрагимов, Ф.Карими, I'.Касимов, Х.Кильдебеков, М.Максуд, Г.Мансуров, Ш.Мустай, В.Садри, С.Саид-Галиев, С.Тарханов, Ш.Шайхи, Г.Шараф, В.Шафигуллин, М.Яушев и др. Целями издания являлись пропаганда атеизма и борьба с религией. Выходил под девизом: «Борьба против религии — борьба за социализм». До переименования в журнале было опубликовано большое количество статей по астрономии, метеорологии, биологии, медицине, физиологии и др. естественным наукам. В журнале печатались статьи, посвященные истории происхождения и сущности ислама, христианства, буддизма, иудаизма, а также зарождению и развитию атеизма. Большая часть материалов (о жизни страны, переустройстве села, революции, индустриализации) была направлена на пропаганду социалистического образа жизни и вовлечение широких слоев татар, населения в соц. строительство. Под рубрикой «Критика и библиография» размещалась информация о литературе по естественным науками и по религиозной тематике. Редакция стремилась организовать среди мусульман движение безбожников. Так, в 1927 г. журнал выходил под лозунгом: «В каждой волости по организации атеистов». После переименования редакция усилила антирелигиозную направленность издания, концентрировала внимание на противодействии религ. орг-ций соц. строительству в СССР. При этом использовались данные естественных наук, тезисы марксистско-ленинской философии, примеры из художественной литературы. В журнале анализировались публикации татарской прессы по антирелигиозной тематике, в т.ч. газет «Игенчеляр», «Колхозчы», «Кызыл Татарстан», «Эшче». Редакция считала необходимым вести борьбу на 2 фронта: против «левого уклона», т.е. запрета религиозных организаций, и против примиренчества с религией. Систематически освещались деятельность и методы работы антирелигиозных организаций в СССР, проблемы международного антирелигиозного движения и «контрреволюционная» деятельность религиозных организаций за рубежом, публиковались методические пособия. В качестве иллюстрации антирелигиозной работы на местах печатались заметки селькоров о фактах гонений на мусульманских религиозных деятелей, разрушении минаретов, переоборудовании мечетей под клубы, избы-читальни, залы для показа кинофильмов. В последние годы существования журнала на его страницах усилилась критика татарской творческой интеллигенции и классиков литературы и искусства (так, в № 5 за 1936 г. была опубликована статья «Национализм и религия в творчестве Тукая»). Журнал был закрыт в связи с децентрализацией прессы на национальных языках.

Татарская энциклопедия. В 6 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, ответ. ред. Г.С. Сабирзянов. – Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2010. – Т.5: Р-С-Т. – 736 с., илл., карты.
Открыть в новом окне