ЦЕНТР ПИСЬМЕННОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Словарь терминов

22.10.18

Абрис - контур, набросок, очертание предмета, линия, показывающая форму какого-то объекта.

Айва́н  — обозначает сводчатое помещение, с трех сторон обнесённое стеной и открытое с четвёртой стороны. 

Антропоморфная стела - вид изваяния (надмогильного камня), по своей форме подразумевает условное изображение человека.
Антропоморфная стела

Арабеска (ислими) - европейское название сложного восточного орнамента, состоящего, в основном, из повторяющихся геометрических, каллиграфических и растительных узоров и созданного на основе точного математического расчета. Бесконечное движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности, что отражает представления исламских богословов о "вечно продолжающейся ткани Вселенной". 
Восточный элемент - аребска

Арабские цифры — традиционное название набора из десяти знаков: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; ныне использующегося в большинстве стран (в том числе в России и странах СНГ) для записи чисел в десятичной системе счисления.
Набор арабских цифр из десяти знаков

Архитекто́ника — построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция». 
Надмогильный памятник выполнен в виде макета архитектурного сооружения, в евразийском стиле

Астральный орнамент – утверждает культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд.
 
Астральный орнамент

Атрибуция - определение подлинности, авторства, школы, страны и времени создания худ.произведении, надмогильных камней и др.

Бадьян - цветочно-растительный мотив часто встречающийся на булгарских надмогильных плитах.
Растительный орнамент в виде цветка бадьяна на надмогильной плите XIV в.

Басмала (тасмия, бисмилля́х) - исламский термин для обозначения фразы, с которой начинается каждая сура Корана, кроме девятой:«во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного» (араб. بِسۡمِ ٱللهِ ٱلرَّحۡمَـٰنِ ٱلرَّحِيمِ). Её произносят в каждой молитве, перед началом любого важного дела, с неё обычно начинаются многие другие документы, составляемые мусульманами (письма, договоры, обращения, завещания и т.п.)
Надмогильная плита дочери Х.Фаизханова. Эпитафия начинается с Басмаллы

Башбата – название надмогильного памятника у Каринских татар, устанавливаемый у изголовья усопшего при его погребении.

Башказык — это красиво вырезанный из дерева столбик, устанавливаемый у изголовья усопшего при его погребении.
Надмогильный памятник - башказык (башбата). 

Бек - дворянский титул у некоторых народов Ближнего Востока и Средней Азии, категория привилегированного населения. 

Бетон - искусственный каменный строительный материал, получаемый в результате формования и затвердевания рационально подобранной и уплотнённой смеси, состоящей из вяжущего вещества (например, цемент), крупных и мелких заполнителей, воды. В ряде случаев может иметь в составе специальные добавки.

Билингва - памятник древней письменности, содержащий две надписи одинакового содержания на двух языках.

Биодеструкция - совокупность повреждений природного и искусственного происхождения под воздействием живых организмов – мхов и лишайников, бактерий, плесневых грибов, водорослей и др.
Следы биодеструкции на камне

Благочестивые формулы в эпитафиях – наиболее часто употребляемые аяты, хадисы, выражения на надмогильных памятниках.

Бордюр – замкнутая композиция имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу. Обычно подчеркивает край какой-либо плоскости или объемной формы.
Резной орнамент в украшении бордюров надгробий XVI — первой половины XIX в. 

Буталы (миндалевидный) ислими - форма, распространенная в средние века в архитектурных украшениях (камень, мозаика) в странах Ближнего Востока. Отличается оригинальностью формы и местом, занимаемым в композиции. По виду напоминает миндалину, отсюда и его название.
 Элемент ислими. Буталы (миндалевидный) ислими.

Бута — одно из названий типичного элемента орнамента в виде овала с заостренной и загнутой верхушкой. Внутри заполняется причудливым узором.
Вид орнамента бута
Ваг (персидск. vag-vag — звукоподраж.) — тип орнамента, распространенного в искусстве Ближнего и Среднего Востока, Персии, Азербайджана. Разновидность ислими́ — восточного орнамента с мотивом вьющихся растений, но усложненного стилизованными изображениями голов человека и животных, расположенными в узлах переплетений ветвей, стеблей, побегов и пальметт.  Он также близок к арабеске. Орнамент сложился в XI—XII вв., особенно распространен в XVI—XVII вв. Его происхождение связывают с древними индо-иранскими легендами о говорящем дереве, плоды которого похожи на головы человека, слона, льва и могут переговариваться между собой. Изображение такого дерева встречается на средневековых миниатюрах. На восходе солнца дерево приветствует светило возгласами "ваг-ваг".

Вращающаяся розетка – узор в круге с зигзагообразными искривленными лучами.

Га́чек  — диакритический знак, проставляемый в латинице над некоторыми буквами для придания им нового звукового значения.

Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр - волна и др.).
Вид геометрического орнамента

Геометрическая резьба (трехгранно-выемчатая) представляет собой всевозможные орнаменты и композиции, составленные из несложных геометрических фигур в разнообразных комбинациях. Простые и предельно четкие геометрические орнаменты с богатой игрой светотени при определенном освещении хорошо украшают различные изделия. Основные элементы геометрической резьбы это двух, трех, четырехгранные, клиновидные выемки разной конфигурации, глубины и ширины. Основные элементы геометрической резьбы: сколышки, треугольники, ромбы составляющие ленточный орнамент, различные розетки.

Гирих (персидск. girich — «узел», «төен») — разновидность геометрического орнамента (либо отдельный элементов орнамента) в мусульманском искусстве Ближнего и Среднего Востока IX—XVI вв. Представляет собой причудливое переплетение многоугольников и звезд посредством вариации нескольких повторяющихся элементов. Гирих строится по принципу центральной симметрии, что облегчает его применение в архитектуре, в декоре изразцов, резьбе по ганчу.
Разновидность геометрического орнамента - гирих

Гирлянда — характерная для интерьера архитектурная декоративная деталь с изображением плодов, цветов, листьев, нередко перевитых лентой.

Гранит – магматическая плутоническая горная порода кислого состава нормального ряда целостности из семейства гранитов. Состоит из кварца, плагиоклаза, калиевого полевого шпата и слюд. 
Надмогильная плита из гранита

Гульзар был введен Сафади (в 1979 году) в исламскую каллиграфию как техника заполнения пространства внутри достаточно больших букв разнообразными орнаментальными приёмами, включая цветочные мотивы, геометрические образцы, сцены охоты, портреты, маленькие надписи и другие изображения. Гульзар часто используется в сложной каллиграфии, где он также окружается декоративными деталями и каллиграфическими группами.
Гульзар

Декор – совокупность элементов, составляющих внешнее оформления надмогильных памятников; функциональный род композиции, художественный смысл который состоит во взаимодействии с окружающим пространством, объемом, массой, плоскостью, форматом, качеством декорируемой поверхности и др. 

Диакритика - различные над-, под- и внутристрочные знаки, указывающие на дополнительные характеристики звука (длительность, краткость, ударение, тонирование и др.).
диакритика 
Дивани возник в Оттоманской империи на основе талика. Этот стиль стал основным при дворе Оттоманской империи, и его название происходит от слова «диван», что означает «королевский двор». Дивани отличается сложностью линий внутри букв и близким расположением букв внутри слов.

Джаназа – завернутая в савантело усопшего, которыйещенепохоронен.

Долото́ — плотничий или столярный инструмент, предназначенный для выдалбливания отверстий, гнёзд, пазов и т. п. Обычно имеет вид насаженного на рукоятку продолговатого металлического бруса с заточенным рабочим концом. Снабжено рукояткой, обычно изготовленной из древесины твердых пород дерева. С торцевой стороны на рукоятку обязательно насаживается металлическое кольцо, для предотвращения раскалывания рукоятки от ударов молотка или киянки. При работе долото обычно держат одной рукой, прикладывая режущим концом к обрабатываемой детали и другой рукой нанося удары молотком или киянкой по рукоятке.

Евразийский стиль – симбиоз славяно-тюркских стилей при оформлении надмогильных памятников.
Виды надмогильных плит в евразийском стиле

Звезда – один из основных символических знаков, по-разному осмысливаемый в различных культурно-исторических контекстах.
Зубило представляет собой, в большинстве случаев, продолговатый стержень, в сечении имеющий прямоугольную, круглую, овальную или многогранную форму. Зубило затачивается с одного конца (рабочая часть), а другой конец его тела (затыльник) предназначен для ударов молотком. 

Идентификация - установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадении признаков, распознавание.

Известняк – осадочная порода, сложенная преимущественно карбонатом кальция - кальцитом.

Индо-арабские цифры — название набора из десяти знаков: ٠١٢٣٤٥٦٧٨٩, ныне использующегося в большинстве арабских стран Персидского залива (в т.ч. в ОАЭ) и Египте  и представляют из себя видоизменённые начертания индийских цифр, приспособленных к арабскому письму.

Индо-арабские цифры

Ислими (арабеска) -  растительный орнамент, соединяющий вьюнок и спираль, в основе которого лежит изображение бесконечной спиралевидной ветки, окаймленной непохожими друг на друга листьями и цветами, символизирующей непрерывный путь в божественный сад. Ислими воплощает в стилизованной или натуралистической форме идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега. Орнаментальные завитки арабесок и ислими обычно сочетаются со священными надписями, выписанными чаще куфическим письмом. Это особый стиль украшения. 

Ислими бендлик представляет собой сложную композицию, созданную из нескольких видов ислими.

Иснад – перечисление имен передатчиков хадиса.

Истиа’за – термин, под которым подразумевают мольбу-просьбу о защите от проклятого шайтана, обращённую к Аллаху.
Формула исти'азы

Кабрташ – название надмогильных памятников у татар.

Кайма – узорная полоса, обрамляющая плоскость. 

Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство. 

Каменная баба (балбал) - антропоморфные менгиры, каменные изваяния высотой от 1 до 4 м. 
Каменные бабы (балбалы)

Канатлы (крылатый) ислими - отличается от простого ислими тем, что его листья-крылья делятся на две части и имеют более усложненную форму. Эти крылья раскрываются вверх и вниз по движению спирали. Нижнее крыло обычно бывает меньше верхнего. Кончики крыльев бывают либо острыми, либо закругленными (как у булавы), либо смешанными.  
Элемент ислими. Канатлы (крылатый) ислими

Картуш – декоративное украшение в виде разворачиваемого свертка с обозначениями на нем.

Катиб – переписчик.

Киблийа - сооружение для молельни на территории кладбища.
Вид деревянного киблийа на территории кладбища с. Сухие Курнали, Алексеевского района

Килевидное навершие надмогильной плиты – имеющая форму полукруга или полуовала с внешним заострением над серединой дуги.
Колонна — несущая конструкция, часть деревянного, металличес­кого, бетонного каркаса.
Виды колоннообразных эпиграфических памятников

Композиция -  структура художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением. Создание композиции из лоскутов ткани — это выбор орнаментальной и колористической темы, рисунка, сюжета, определение габаритных и внутренних размеров произведения, а также взаиморасположение его частей. 
 
Композиционно замкнутый орнамент – мотив заключенный внутри круга, квадрата или многоугольника. Вписанный в круг узор носит название розетты. 

Контурная резьба представляет собой нанесение на заготовку двухгранных или полукруглых выемок. Рисунок контурной резьбы может состоять из прямых, извилистых или ломаных линий, которые складываются во всевозможные, обычно резко выраженные, орнаменты и сюжеты. Контурная резьба является самым простым видом резьбы.

Куфи – является самым древним видом арабского письма, известный своими пропорциональными размерами, угловатостью и квадратностью. При написании его букв опора идет на правила геометрии, сочетаемые с орнаментом.
«Кырык елан» (симар, спираль, «сорок змей») - переплетение нескольких свернутых спиралью змей, продетых друг через друга.

Лапидарное письмо — письмо, находимое на камнях и иных твердых материалах, из которых воздвигаются памятники. 

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон – сверху и снизу. Подразделяется на фриз, бордюр и кайму.
Виды ленточного орнамента на надмогильных плитах

Лигатура – знак любой системы письма или фонетической транскрипции, образованный путём соединения двух и более графем.

Тюрбэ (дюрбе, мавзолей) - монумент, погребальное сооружение, иногда поминальный зал. 
Виды мавзолеев (тюрбэ)

Мазар (мазарстан) – название древнего кладбища у некоторых тюркских народов, в частности и у татар.
Мазар

Марайя или мутханна – техника зеркального письма, в которой композиция слева зеркально отражает композицию справа.
Марайя или мутханна

Медальон — архитектурное украшение, представляющее собой орнаментальную или изобразительную композицию в круглом или овальном обрамлении.

Менги́р  — простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня или каменной глыбы, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные.

Михраб – ниша в мечети, показывающее местоположение киблы.

Мотивы сетчатого орамента равномерно распространяются во все стороны на четкой геометрической основе, напоминающей сетку, откуда и произошло такое название. Формы сетчатого орнамента – квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические. Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами.

Мрамор - метаморфическая  горная порода, состоящая только из кальцита CaCO3. При перекристаллизации доломита CaMg(CO3)2 образуются доломитовые мраморы.
Виды надмогильных памятников из мрамора

Мотив — часть орнамента, его главный образующий элемент. Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными. 

Мотив «бегущая волна» - вид узора в котором спиральные фигуры связаны одна с другой, создавая эффект непрерывного движения.
Мотив «бегущей волны»

Мухаккак — производный от сулюса стиль, с растянутыми горизонтальными линиями. Редко встречается после XVI века. Народами, перенявшими арабское письмо для собственных языков, вырабатывались собственные каллиграфические стили. 
Стиль арабского письма - мухаккак

Навершие – верхушка какого-либо сооружения.

Надрезка - вид контурной резьбы, при котором установленный на контуре резак слегка наклоняют к поверхности рисунка, и углубив его кончик на 1,5-2 мм режут на себя.

Настали́к — один из почерковкаллиграфии арабской письменности. Отличается усечённым написанием знаков (от которых зачастую остаются только точки), наличием большого количества лигатур, а также тем, что связные элементы (группы знаков) внутри слова пишутся под определённым наклоном вплоть до окончания элемента, причём следующий элемент снова начинается в верхней части строки. В арабских странах и вне персоязычного мира широко известен как «персидское письмо».
Эпитафии высеченные почерком насталик

Насх, что значит «копирование», - один из самых ранних стилей письма с разработанной системой пропорций. Он славится чистотой 
форм и читабельностью, используется при переписывании Корана.
Почерк насх

Ниша — прямоугольное или полуциркульное углубление в стене.

Нишанги или тугракеш – это каллиграф, специально подготовленный для написания тугры.

Нож-косяк - основной инструмент резчика по камню (в основном известняк) и дереву, состоящий из прямого металлического полотна, со скосом края, насаженного на рукоятку.

Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов.

Орнаментальная композиция — это составление, построение, структура узора. К элементам орнаментальной композиции и одновременно ее выразительным средствам относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура. Эти элементы (средства) композиции в произведении преобразуются в орнаментальные мотивы. 
 
Основание — грунт, на который опирается фундамент постройки.
Основание надмогильной плиты

Оттиск - отпечаток, воспроизведение, изображение, получаемое надавливанием.

Подрезка - вид контурной резьбы, при котором резак под наклоном в противоположную сторону также ведут на себя. В результате получается выемка в форме треугольника. 

Палеография - вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография). В сферу палеографии входит также изучение орнамента и водяных знаков бумаги (филиграней), формата, переплёта рукописей. 
Палеография ?

Пальметта  - элемент растительного орнамента, изображающий веерообразную форму листа. Содержит нечётное число узких листьев с симметричным расположением. 
В тимпане надмогильного памятника изображена пальметта

Памятник архитектуры — произведение архитектуры, обладаю­щее научной, художественной и культурной ценностью.

Песчаник – обломочная осадочная горная порода, представляющая собой однородный или слоистый агрегат обломочных зёрен размером от 0,05 мм (в России) или от 0,0625 мм (за рубежом) до 2 мм  (песчинок), связанных каким-либо минеральным веществом (цементом).
Фрагмент надмогильной плиты из песчаника

Пешта́к (пиштак) в странах Ближнего и Среднего Востока. Портал в средневековых мечетях, медресе, мавзолеях  и других общественных зданиях. Имеет вид вертикально стоящего прямоугольника со стрельчатой аркой (айваном). С персидского его название можно перевести как «передняя арка».

Плетенка -  сложный и издревле распространенный мотив плетенки известен еще со времен палеолита и получен, по всей вероятности, путем вдавливания в глиняную форму веревки. Более сложная по своей конфигурации плетенка, как основной элемент, входит в так называемый «звериный стиль» (тератологический стиль). Она часто встречается уже в искусстве сарматов, которые передали ее германским племенам, которые, в свою очередь, способствовали распространению этого узора в странах Европы.

Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления — выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся на ее уровне. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной.

Плоскость симметрии — воображаемая плоскость, которая делит фигуру на две зеркально равные части. 

Ракушечник – разновидность известняковой пористой породы, имеющий осадочный тип образования. Образуется эта порода в течении нескольких миллионов лет и располагается на местах водоемов.

Рама — строительная конструкция

Раппорт — минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива. В зависимости от формы поверхности, которую они украшают, орнаменты бывают: монораппортные или замкнутые; линейно-раппортные или ленточные; сетчато-раппортные или сетчатые. 

Растительный орнамент – самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена. 

Рельеф – выпуклое изображение на плоскости.

Рельефная резьба - резьба, где изображение является выпуклым по отношению к фону и полностью художественно обработано в пределах глубины фона.
Эпитафия выполненная в технике высокорельефной резьбы

Рик'а (рук'а) - стиль, развившийся на основе насаха и тулута. Отличается простотой и тем, что при его написании используется малое число движений, благодаря его коротким горизонтальным штрихам-основам, именно поэтому это самый распространенный стиль для повседневной жизни. Он считается более сложным по отношению к насху, который дети изучают первым. В старших классах учащиеся начинают писать рику. Когда текст, написанный слева направо, смешивается с текстом, написанным справа налево в одном и том же параграфе, каждый текст должен быть написан в своём собственном направлении, и называется «двунаправленным».
Почерк рик'а (рук'а)
Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм — главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними. 
 
Ритмическая организация — это взаиморасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным. 

Ритмический строй определяет ритм мотивов по вертикальным и горизонтальным рядам, число мотивов, пластическую характеристику формы мотивов, особенности расположения мотивов в раппорте. 
 
Розетка — декоративный архитектурный орнамент, закомпанованный в круг.

Сагана - сундукообразные надмогильные сооружения.
Вид надмогильного сооружения - сагана

Саде (простой) ислими – простой ислими миндалевидной формы, без украшений- размещается на конце мелких спиралей и на завитках больших спиралей. 
Саде ислими

Свод — конструкция перекрытия пространства; тип сводчатых пе­рекрытий: крестовый, цилиндрический, сомкнутый, стрельчатый, зеркальный, купольный и др.

Сетчато-раппортные орнаменты имеют две оси переносов — горизонтальную и вертикальную. Сетчатый орнамент — это узор, элементы которого располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях. Простейший сетчато-раппортный орнамент представляет собой сетку из параллелограммов.

Симметрия — это свойство фигуры (или орнаментального мотива) накладываться на себя таким образом, что все точки занимают первоначальное положение. Асимметрия — отсутствие или нарушение симметрии. В изобразительном искусстве симметрия является одним из средств построения художественной формы. Симметрия обычно присутствует в любой орнаментальной композиции, это одна из форм проявления ритмического начала в орнаменте. 
 
Стамеска (өтерге) - плотничий или столярный ручной режущий инструмент. Используется для выборки небольших углублений в древесине, зачистки пазов, снятия фасок, рельефной и контурной резьбы.

Стела - надгробие в форме вертикально поставленной плиты.

Стилизация – подчинение художественного изображения условным, орнаментальным формам.

Стрельчатая форма навершии - имеющее заострение при пересечении двух симметричных дуг.
Надмогильная плита со стрельчатым навершием

Сульс — «одна треть» — криволинейные и прямолинейные элементы соотносятся в пропорции 1/3. Очень «гибкий» почерк. Стиль характерезуется изогнутыми буквами с крючками на конце. Буквы, соединяясь, то наплывают друг на друга, то рассыпаются, создавая единый курсивный поток, часто с очень сложными пропорциями.
Почерк "сульс"

Сынташ - название надмогильных камней у некоторых групп татар.

Та'лик означает «свисающий», что соотносится с формой его букв. Это курсивный шрифт, возникший в Персии в начале IX столетия. Он также называется Фарси (или персидский).
Почерк "та'лик"

Такбир – произнесение формулы «Аллаху акбар».

Тамга – родовой знак, которым метили различные предметы.
Тамга

Ташахуд – свидетельство (исповедание веры).

Ташбилге - название надмогильных камней у многих групп татар.

Тимпан -  внутреннее поле арки (фронтона), участок выделенный рельефом.
Тимпан

Топография – описание расположения  памятника на местности.

Тораташ - каменное изваяние.

Трафарет – пластина с отверстиями для нанесения рисунка на основу.

Тронный стих -  один из  названиев «аят ал-Курси».

Тугра – уникальный каллиграфический приём, который используется как королевская печать. Эти эмблемы были очень декоративны и стали особенно популярны во времена расцвета Оттоманской бюрократии.

Тюльпан - наиболее часто используемый в орнаменте цветочный мотив. Имеет сакральный смысл, так как при написании этого слова по-арабски используются те же буквы, что и при написании слова «Аллах».

Фактура – характер поверхности (твердая, мягкая, шероховатая, бугристая).

Фаска – поверхность, образованная скосом торцевой кромки материала.
Фаска
Фиксация памятника — выполнение натурных об­меров и фото фиксация объектов, отнесенных к памятникам архитектуры ( в том числе и надмогильные камни).

Фрагмент эпитафии — обломок, часть надмогильной плиты.
Фрагмент эпитафий

Фундамент — подземная конструктивная часть здания, опираю­щаяся на естественное или искусственное основание.
Фундамент надмогильной плиты

Хадис ал-Кудси - изречение Пророка Мухаммада (с.г.в),  охватывающие собой основы, ответвления и этические нормы Ислама.

Хатаи – это основной мотив стиля «ислими» - изображение стеблей и ветвей деревьев, но более абстрактное и упрощенное. 

Хаттат – каллиграф.

Хачалы (раздвоенный) ислими - напоминает сломанную ветку дерева. По форме очень похож на канатлы ислими. Располагается не только на концах спирали, но и на ветках различных форм, выглядят целыми и плоскими.
Хачалы (раздвоенный) ислими

Хорме (плетеный) ислими – широкая двойная кайма, соединяющая крылья переднего и заднего планов. Служит основой для создания различных вариантов новых ислими простой и сложной формы. В Иране хорме ислими называется Еслимийе - тудар (ислими, заполненные изнутри), а в Аравии и Турции - мушеббек (ажурный ислими).
Хорме (плетеный) ислими

Хорук (сплетение) – бордюрная полоса (кайма), состоящая из последовательно повторяющихся ислими различных форм на трех извилистых (зигзагообразных) линиях.

Чалма – вид  мужского головного убора у мусульман, состоящий из полотнища легкой ткани, обмотанной вокруг головы поверх тюбетейки, фески или какой-либо другой шапочки. Некоторые мусульманские надмогильные памятники имели навершие в виде стилизованной чалмы.

Чартак или «четыре арки» - вид архитектурного сооружения.

«Штампованный» орнамент – сочетание разнообразных неоднократно повторяющихся орнаментальных мотивов, надписей.

Унван – распространенный элемент украшения надмогильных плит в виде заглавной страницы восточных книг (богато украшенное арабесками). 

Шафа’а – молитва к Аллаху о заступничестве.

Шаха́да  — свидетельство о вере в Единого Бога  (Аллаха) и посланническую миссию  пророка Мухаммада. 
 
На первой строке эпитафии написана Шахада

Шежере́ — название родословной у некоторых тюркских народов, служат источником исторической, этнографической и антропологической информации. Помимо самой родословной, включает в себя изложение наиболее выдающихся событий из жизни того или иного рода или племени, то есть является своеобразной летописью. 
Эпитафийная шежере

Эклектика — художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях.

Эпиграфика – вспомогательная историческая дисциплина (прикладная историческая и филологическая дисциплина), изучающая содержание и формы надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и классифицирующая их в соответствии с их временным и культурным контекстом. 

Эпиграфический орнамент (декоративная эпиграфика) — искусство декоративных надписей на предметах: изделиях из керамики, камня, стекла, металла. В отдельных случаях — стилизация, внешнее подражание рисунку шрифта той или иной эпохи. В тех случаях, когда подобные надписи имеют исключительно декоративное значение (без содержания, простые повторения букв или слогов), их называют "псевдоэпиграфикой" (греч. pseudos — "ложь"), или эпиграфическим орнаментом. К такому типу орнамента относят псевдоарабские надписи в испано-мавританской керамике XIV—XV вв.

Эпитафия – изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надмогильной надписи. 

Эстампа́ж — оттиски и техника переноса рельефных изображений на бумагу, плёнку или ткань (например, с поверхности надмогильной плиты), покрытую каким-либо красящим веществом. В результате получается прямое изображение рельефа.

Эталон  — образец, образцовая мера.

Ранние новости

В Национальной библиотеке Республики Татарстан начала свою работу Международная научная конференция «История письма европейской цивилизации и письменная культура народов России»

17.10.23


Визит делегации ученых из Ближнего Востока в "Мирасханэ"

20.09.23


18 мая 2023 года в Казани состоялся Всероссийский научный форум с международным участием «Татары и исламский мир»

19.05.23


Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов посетил Центр письменного наследия ИЯЛИ АН РТ

26.04.23