ЦЕНТР ПИСЬМЕННОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ
Каримов Мухамметфатых Гильманович

Номер фонда: 25
Описи: 1
Количество единиц хранения: 13
Крайние даты документов: 1849-1931

Каримов Мухамметфатых Гильманович (17.03.1870, д. Миннибаево Бугульминского уезда Самарской губернии – 27.09.1937, Москва) – писатель, издатель, общественный деятель.

Сын Г. Каримова. Начальное образование получил дома под руководством отца. До 1892 г. обучался в медресе «Камалия» (г. Чистополь); одновременно посещал занятия по русскому языку и литературе, за это (а также за пропаганду среди шакирдов идей газеты «Тарджеман») был исключён из медресе. В 1892-1896 гг. обучался в «Мектеб мулькия-шахане» - высшей школе по подготовке чиновников (Стамбул). Владел арабским, персидским, турецким, французскими языками. В 1896-1898 гг. преподавал в медресе д. Дерекой Ялтинского уезда Таврической губернии. В феврале-мае 1899 г. вместе с золотопромышленником М. Рамиевым совершил путешествие по европейским странам; в том же году изучал в Москве типографическое дело и немецкий язык. В июле 1899 г. вместе с семьей переехал в г. Оренбург. Преподавал на летних курсах по подготовке учителей новометодных школ в Каргалинской слободе. В 1900 г. проходил практику в типографии И.М. Бораганского в Санкт-Петербурге. С 1902 г., после смерти отца руководил «Каримова, Хусаинова и К°» типографией. В 1906 г. организовал мусульманский литературный кружок. С 1906 г. был членом ЦК партии «Иттифак аль-муслимин», в 1906-1917 гг. – главным редактором газеты «Вакыт», в 1917 – председателем Бюро оренбургских мусульман. Избирался делегатом на Всроссийские съезды мусульман (1905, 1906, 1914, 1917 гг.). В мае 1917 на 1-м Всероссийском мусульманском съезде был избран членом Всероссийского мусульманского совета (Милли Шура) от г. Оренбург. С 1 ноября 1917 г. начал издавать газету «Яңа вакыт». В 1917-1924 гг. преподавал в различных учебных заведениях Оренбурга. С 1919 сотрудничал с газетами «Эшчеләр дөньясы», «Юл» и состоял членом редколлегий. 

Основная идея творчества Карими – критика старых методов образования, борьба за реформирование татарской конфессиональной школы. Одно из первых произведений – «Җиһангир мәхдүм” (“Сын муллы Джигангир”) посвященный описанию сельского медресе. Автор показывает убогость обстановки, схоластичность устаревших методов обучения. Герой рассказа “Салих бабайның өйләнүе» («Женитьба Салих-бабая», Оренбург, 1901) – пасечник Салих-бабай рассказывает деревенским детям сказки, истории из своей жизни. Карими раскрывает богатый внутренний мир героя, показывает, как интересны «простые» люди. В повести «Бер шәкерт илә бер студент» («Шакирд и студент», 1899) писателей в гротескной форме изображает невежество мулл-кадимистов. События разворачиваются на пароходе, где происходит беседа русского студента-востоковеда с татарским мударрисом, получившим образование в Бухаре. Мударрис не понимает даже простых вопросов студента на арабском, персидском, турецком языках. Будучи ярым противником кадимистов, Карими преувеличил их необразованность. Карими - также автор нескольких  произведений, написанных в стиле записок путешественника  - саяхатнаме. В книге «Яурупа саяхатнамәсе» («Путешествие по Европе», Санкт-Петербург, 1902) он пишет о своей поездке, состоявшейся в 1899 г., сравнивает быт и культуру татар и европейцев, восхищается достижениями последних. Причину отсталости татар он видит в их нежелании реформировать систему образования, вводить в учебные программы светские дисциплины. Аналогичные мысли содержаться и в книге «Кырымга сәяхәт» («Путешествие в Крым, Оренбург, 1904), в основу которой легли собственные впечатления от поездки в 1903 г. в Бахчисарай на празднование 20-летия газеты «Тарджеман». Наиболее значимым является сборник корреспонденции «Истанбул мәктүбләре» («Записки из Стамбула», Оренбург, 1913), которые публиковались в газете “Вакыт” в период 2-й балканской войны. В очерках в форме писем изложены взгляды Карими на экономику, политику, культуру, просвещение, историю Турции. Причину экономических неудач Турции, слабости военного потенциала он видит в отсталости системы образования. Карими работал и как переводчик научно-популярной литературы с русского, французского, турецкого языков. Он также перевёл и издал ряд брошюр польского писателя Ф.Ф. Пупековича о жизни и быте более 30 народов мира, после 1917 – работы В.И. Ленина и востоковеда В.В. Бартольда.

Карими – автор учебников по истории, географии, педагогике. Материалы о жизни и творчестве Карими хранятся в фондах Института языка, литературы и искусства АН РТ, в Национальном архиве РТ, Музее национальной культуры Национального культурного центра “Казань”. В д. Миннибаеов Альметьевского района с 1998 работает музей Карими.

Татарская энциклопедия: В 5 т. / Гл.ред. М.Х. Хасанов, отв.ред. Г.С. Сабирзянов. – Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. – Т. 3: К-Л. – С. 242-243.