ЦЕНТР ПИСЬМЕННОГО НАСЛЕДИЯ ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ
Тахтамышев Наджип Сибгатуллович

Номер фонда: 91
Описи: 1
Количество единиц хранения: 11
Крайние даты документов: 1906-1923

Тахтамышев Наджип Сибгатуллович (Наджип Думави) (19.05.1883, д. Н.Дёмкино Чистопольского уезда Казанской губернии – 03.05.1933, пос. Булунгур Самаркандской области Узбекской ССР) – писатель, литературный критик, публицист. 

В 1894-1902 г. жил в Казани, учился в медресе «Касимия», изучал русский язык. Работал на рыбных промыслах в низовьях Волги, обучал грамоте казахов. В 1904 г. был призван в армию и отправлен на русско-японскую войну, вернулся с контузией и ранениями. В годы революции (1905-1907) активно сотрудничал в газетах и журналах различных направлений («Азат», «Фикер», «аль-Гаср аль-джадид», «Казан мухбире», «Йолдыз», «Ульфат»). В Казанский период занимался самообразованием, проявлял интерес к научной и философской литературе, изучал произведения Ш. Культаси. в последующие годы учительствовал: в г. Чистополь (1904-1905), шахтёрских городах Урала (1906-1907), в медресе «Буби» (19.08.1911). После закрытия медресе вместе с другими преподавателями был заключен под стражу на 10 месяцев. После освобождения работал учителем в с. Вараки Рязанской губернии. Написал большое количество статей методического характера, составил хрестоматии, учебники для научных школ. В 1915 г. был призван на фронт. В 1917-1921 гг. преподавал в школе, на курсах по подготовке учителей работал инспектором уездного отдела народного образования. 

В начальный период творчества Думави с позиции просветительского реализма подвергал критике пережитки феодализма, консервативных мулл и ишанов, рисовал картины национально-колониального угнетения, обличал пороки современного общества, социальное неравенство («Рак, аккош, балык» - «Рак, лебедь, рыба», «Вәхшәт - мәдәният» - «Варварство – цивилизация», «Көтүчеләр» - «Пастухи», «Татар» - Татарин», 1906). 

В 1907-1912 гг. создал цикл стихов, в которых обличал гонения самодержавия и черносотенно-монархических партий на революционеров после переворота 3 июня 1907 («Сибир» 1907; «Голос» 1908); изображал страдания узников в царских застенках; выражал сочувствие борцам за народное счастье, отправленным на каторгу в Сибирь («Мәхбүс» - «Узник», «Мәңгелек мәхбүс» - «Вечный узник» и др. 

В 1907-1917 гг. изучал западную и восточную философию, труды Сократа, Платона, Аристотеля, Фараби, Авиценны, Бэкона, Декарта, Дарвина, Руссо, и др. 

В одном из последних стихов «Соңгы манара» (“Последний минарет”, 1928) Думави показал, как народ безучастно наблюдает за горящей мечетью и не пытается ее спасти, обнаруживая тем самым страх перед большевицким режимом. В книге “Хәзерге татар руханилары  һәм аларның эшләре” («Современные татарские священнослужители и их деяния», 1929) он делает попытку дать объективное   осмысление судеб татарского духовенства.

Татарская энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, отв. ред. Г.С. Сабирзянов. – Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2005. – Т. 2: Г-И. – С. 318-319.