ЦЕНТР ПИСЬМЕННОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ
Бурнашев Фатхелислам Закирович

Номер фонда: 68
Описи: 1
Количество единиц хранения: 10
Крайние даты документов: 1936-1940

Бурнаш (Бурнашев) Фатхи (Фатхелислам) Закирович (13.1.1898, д. Бикшик, ныне Батыревского района Чувашской Республики – 1.8.1942), поэт, драматург, журналист, общественный деятель. Родился в семье муллы. Учился в медресе «Мухаммадия» (1907-16). В 1916 экстренном сдал экзамен за курс Казанской татарской учительской школы. Работал учителем, редактором газеты «Танг» (1918-20), одновременно газет «Кызыл Армия» (1921), «Татарстан» (1921-24), «Безнең байрак» (1922-24). Бурнаш – один из организаторов и первый редактор журнала «Чаян» (1923-24). В 1924-28 на партийной работе, в 1927-28 директор Татарской академического театра, в 1930-е гг. работал в Татиздате, оперной студии при Татарском театре оперы и балета.

Первые литературные опыты относятся к середине 1910-х гг.: для труппы «Сайяр» перевёл на татарский язык пьесу С. Найдёнова «Дети Ванюшина» (1914), написал свои первые пьесы «Язмыш» (Судьба», 1914; поставлена в 1917), «Сукбай» («Бродяга», 1915; поставлена в 1917),  «Саташкан кыз» («Безумная девушка», 1916; поставлена в 1917). Опубликовал в журнале «Анг», «Ак юл» первые стихи и поэмы, трагедию «Таһир - Зөһрә» («Тахир и Зухра», 1917; поставлена в 1918), комедию «Яшь йөрәкләр» («Молодые сердца», 1917; поставлена в 1918), которые принесли ему широкое признание. В годы Гражданской войны опубликовал свыше 15 поэм, большое количество стихов, рассказов, памфлетов, проникнутых духом отрицания старого мира, мотивами борьбы за социальную справедливость, за революционное преобразование общества. В дальнейшем эти мотивы получили развитие в комедии «Камали карт» («Старик Камали», 1925), драме Адашкан кыз» («Заблудшая девушка», 1920-26; поставлена в 1927), трагедии «Хөсәен Мирза» («Хусаин Мирза», 1919-26; поставлена в 1927), сатирической комедии «Илһам» («Вдохновение», 1928). Герои этих пьес посвятили себя борьбе за социальное освобождение народа, ратовали за новую мораль. В романтической драме «Лачыннар» («Соколы», 1931; поставлена в 1933), драме «Таң» («Заря», 1932) воссозданы картины Гражданской войны; в драме «Олы юл белән» («По большой дороге», 1929-30); комедии «Ялгыз Ярулла» («Единоличник Ярулла», 1940) показано стремление крестьянина найти своё место в колхозной жизни; в драме «Тукучы Әсма» («Ткачиха Асма», 1931; поставлена в 1932) отражена производственная тема. В поэме «Мин калдырдым пар казанын» («Я оставил паровой котёл», 1930) автор показал противоборство частнособственнической психологии с зарождавшимися соц. принципами коллективизма. Им написаны тексты марша «Колхозчылар маршы» («Марш колхозников», 1933), посвящений «Мәҗит ага хәтирәсе» («Память о Маджите ага, 1934), «Горький истәлеге» («Памяти Горького», 1936) и др. Перевёл на татарский язык роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (1939), повесть Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» («Хаҗи Морат», 1935), роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» («Аталар һәм балалар», 1932) и Н.А. Островского «Как закалялась сталь» («Корыч ничек чыныкты», 1936-37; совместно с А.Ш. Шамовым и Г.Я. Хабибом). Бурнаш – автор пяти оперных либретто (в том числе «Тагир и Зухра», «Радость», «Молодые сердца»), рассказов, а также многочисленной публицистических статей, рецензий, которые сыграли заметную роль в формировании идейно-эстетических принципов татарской современной литературы и театрального искусства. В 1922 был избран членом ЦИК ТАССР. В 1940 по необоснованному обвинению в пропаганде национализма был осуждён на 10 лет лагерей, в 1942 приговорён к расстрелу. Реабилитирован посмертно (1956).

Татарская энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, отв. ред. Г.С. Сабирзянов. – Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002. – Т. 1: А-В. – С. 502-503.