ЦЕНТР ПИСЬМЕННОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ
Камалетдинов Галиасгар Галиакберович

Номер фонда: 13
Описи: 1
Количество единиц хранения: 64
Крайние даты документов: 1911-1951

Камал (Камалетдинов) Галиасгар Галиакберович (25.12.1879, Казань – 16.06.1933, там же) – драматург, публицист, театральный и общественный деятель, Герой Труда (1924), народный драматург ТАССР (1926).

Один из основателей национальной журналистики и организаторов татарского профессионального театра. В 1880-е гг. учился в медресе «Усмания» и «Халидия», в 1890-е гг. – «Мухаммадия», одновременно получил начальное образование в трёхклассной русской школе. Вопреки воле отца, желавшего видеть сына муллой, Камал избрал путь служения просвещению своего народа. В 1901 г. он организовал общество по изданию и распространению книг «Мәгариф көтебханәсе» («Библиотека просвещения») и до 1905 г. руководил им. В 1905 г. работал в первой татарской газете «Казан мухбире», в 1906 – в газете «Азат», являясь ее фактическим руководителем, в том же году стал издателем и редактором этой газеты под новым названием «Азат халык». После выхода 15 номеров за публикацию материалов революционного содержания газета была закрыта, Камал оштрафован. В 1908-1909 гг. он издавал и редактировал сатирический журнал «Яшен», до 1917 г. работал в газете «Йолдыз» (во время Балканской войны 1912-1913 гг. был в собственным корреспондентом в Турции), после 1917 – в газетах «Эш», «Эшче», «Кызыл Армия».

К первым литературным опытам Камала относятся пьесы «Бәхетсез егет» («Несчастный юноша», 1900; 2-й вариант 1908), «Өч бәдбәхет» («Три злодея» 1900; другое название «Уйнаш» – «Распутство», 1910) и перевод пьесы «Кызганыч бала» («Жалкое дтия», 1900) Н. Кемаля. Камал – драматург выступал в общем русле художественной традиций литературы просветительского реализма. Лейтмотив этих произведений - критика патриархального семейного уклада татар. В последующие годы раскрылся талант Камала как комедиографа. Он обогатил национальную драматургию и театральное искусство комедиями «Беренче театр» («Первое представление» 1908), «Бүләк өчен» («Ради подарка», 1909), «Банкрот» (1911), «Безнең шәһәрләрнең серләре» («Тайны нашего города», 1911). В них с сатирических позиции Камал воссоздал картины жизни татарского общества нач. 20 в., затронув проблемы отцов и детей, супружеских и семейно-бытовых отношений, создал яркие образы представителей национальной купеческо-мещанской среды, воспитанных в духе патриархальной среды. Общее направление тематики творчества – распад патриархальной жизни, зарождение новых отношений, взглядов, противоречия и борьба между старым и новым. Персонажи пьес Камала заняты «общественными» и «культурными» делами (Фатих, Насыр, Карим – «Тайны нашего города»), выступают против всего нового (Хамза-бай – «Первое представление»), ставят превыше всего собственные корыстные интересы (Хамида – «Ради подарка»), нарушают элементарные правила делового партнерства и человеческой порядочности (Сиразетдин – «Банкрот»). Почти все слои татарского городского населения (интеллигенция, духовенство, чиновники, приказчики, слуги и т.д.) представлены в пьесе «Тайны нашего горда”, которую высоко оценил Г. Тукай. Комедии Камала отличаются остротой конфликтов, динамичностью действия, насыщенностью событий, в них мастерски отображен внутренний мир героев, ярко высвечены национальные обряды, нравы, детали быта (обстановка и убранство дома, национальная кухня и др.). Автор проявил себя как мастер диалога, язык его комедий насыщен народным юмором.

Поэтическое творчество Камала отражает господствавшие в татарском обществе идеи и настроения в период Революции 1905-1907 гг. Он пишет о нуждах нации, надеждах на получение свободы, развитие национального просвещения, культуры и науки («Азатлык – «Свобода», 1905; «Өндәү» – «Воззвание», 1905; «Безнең кирәк» – «Что нам нужно”, 1906; «И, мөселман, йокламагыл!» – «Эй, мусульманин, не спи!» 1906 и др.). Разнообразна тематика публицистики Камала: отношение к Государственной думе и манифесту 1905). Камал пристально следил за развитием татарской литературы и театра, опубликовал множество литературно-критических статей и рецензий («Татарча театр» – «Театр на татарском», 1907; «Габдулла Тукаев шигырьләре» – «Стихи Габдуллы Тукайева», 1907 и др.

Камал обладал самобытным талантом художника. Он автор первых иллюстрации к произведениям Г. Тукая, сатирических рисунков на актуальные общественные и политические темы в журналах «Яшен» (1907-1908), «Ялт-Йолт» (1908-1910). Как художник-график внёс значительный вклад в развитие культуры издательского дела в Татарстане: создал новые рисунки татарских шрифтов для Казанской типографии И.Н. Харитонова, первые театральные афиши. Им выполнено художественное оформление ряда спектаклей в татарском театре. В 1920-е гг. Камал усовершенствовал татарскую каллиграфию, разработал шрифты для журнала «Чаян», газеты «Кызыл байрак».

Татарская энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, отв. ред. Г.С. Сабирзянов. – Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. – Т. 3: К-Л. – С. 199-200.


[spoiler=Опись 1. Рукописи и материалы к биографии Галиасгара Камала за 1911-1951 гг.][/spoiler]