ЦЕНТР ПИСЬМЕННОГО НАСЛЕДИЯ ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ
Габаши Султан Хасанович

Номер фонда: 60
Описи: 2
Количество единиц хранения: 75
Крайние даты документов: 1909-1950

Габаши (Габәши) Султан Хасанович (Султан-Ахмет Хасангатович) (1.5.1891, д. М. Сулабаш Казанского уезда Казанской губернии – 8.1.1942, д. Челкаково Бураевского района Башкирской АСССР), композитор, музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель, сын Х.-Г. Габаши. В 1899-1911 учился в медресе д. М. Сулабаш, «Усмания» и «Галия» в Уфе,  «Мухаммадия» в Казани; 1911 сдал экзамен на звания имама-хатиба и мударриса в Оренбургском Магометанском Духовном Собрании в Уфе. В 1912-15 продолжил обучение в Уфимском реальном училище, в 1915-17 – на юридическом факультете Казанского университета. В 1918-22 преподавал в учебных заведениях Казани, в том числе в Восточной консерватории (1920-22). В 1922-32 гг. был преподавателем музыкально-теоретических и хоровых дисциплин, заместителем заведующего Восточным музыкальным техникумом, а также одновременно организатором хоров при учебных заведениях и культурно-просветительских учреждениях Казани. В начале 1930-х гг. творческая и общественная деятельность Габаши подверглась резкой критике с позиций вульгарного социологизма. В связи с этим Габаши в 1932 вынужден был покинуть Казань и переехать в Уфу. В 1932-36 он работал научным сотрудником отдела искусствоведения Башкирского НИИ национальной культуры, одновременно был преподавателем музыкально-теоретических дисциплин и руководителем хора Башкирского техникума искусств. В 1936–41 был научным сотрудником, заведующим кабинетом музыкального Фольклора при Управлении по делам искусств СНК Башкирской АССР. В 1941–42 - учитель музыки средней школы д. Челкаково. Творческую деятельность Габаши начал с 1909 г. в качестве пианиста и аккомпаниатора. В дальнейшем в Уфе и Казани занимался организацией литературно-музыкальных вечеров и лекций-концертов, детских утренников, вокальных ансамблей и хоров. Особый вклад внёс в развитие татарской хоровой музыки. Большое место в композиторском творчестве Габаши занимают музыкально-сценические произведения. В 1917–28 гг. создал музыку к более чем десяти спектаклям национального театра по пьесам Г.Исхаки, Ф.Бурнаша, К.Рахима и др. Габаши участвовал в создании первого татарского оперного коллектива и явился одним из авторов (совместно с Г.Альмухамедовым и В.Виноградовым) первых татарских опер «Сания» (1925) и «Эшче» («Рабочий», 1930), которые способствовали развитию композиторского искусства в Татарстане. Габаши – создатель хоровых, вокальных и инструментальных сочинений, обработок татарских и башкирских народных песен. В творчестве преимущественно тяготел к традиционным элементам национального фольклора (баитам, протяжным напевам), интересовался музыкой народов Востока. Вместе с тем искал пути гармоничного синтеза народных музыкальных традиций с опытом европейской музыкальной классики. 

Габаши, будучи первым татарским музыковедом и фольклористом-этнографом, собрал в фольклорных экспедициях свыше 200 татарских и более 100 башкирских напевов, читал лекции по музыкальному творчеству, создавал учебники, пособия по музыке на татарском и башкирском языках, писал статьи по актуальным проблемам татарской и башкирской музыкальной культуры. Одна из наиболее значимых его  публикаций – ответы на вопросы анкеты журнала «Яналиф» о татарской музыке (1931, №3–6). В них была предпринята первая попытка научного осмысления итогов исторического пути и дальнейшего развития татарской музыки. Многосторонняя творческая деятельность Габаши носила энциклопедический характер и послужила становлению основных направлений современной татарской и башкирской музыкальной культуры.

Основные сочинения: «Сания» (1925), «Эшче» (1930) в соавторстве с В.Виноградовым и Г.Альмухамедовым; музыка к драматическим спектаклям «Зөләйха» («Зулейха») Г.Исхаки, «Таһир–Зөһрә» («Тахир и Зухра») Ф.Бурнаша, «Бүз егете» («Славный джигит») К.Рахима, «Фәтхулла хәзрәт» («Фатхулла хазрет») Ф.Амирхана, «Йосыф белән Зөләйха» («Йусуф и Зулейха») К.Амири, «Җир уллары» («Сыны земли») Х.Такташа и др.; песни «Кэккүк», «Рокия», «Эшче кыз», «Ике заман», «Курай»; обработки татарских и башкирских народных песен для хора; вокальные и камерно-инструментальные произведения, в том числе «Пикник», «Кайгы» («Горе»), «Кайгыдан соң шатлык» («Радость после горя»), «Яшьлек» («Молодость») для фортепиано; марш «Яналиф» для симфонического оркестра (в соавторстве с Г.Альмухамедовым и В.Виноградовым) и др.